23 Апреля 2019
19 августа сего года в Москве медиакомпания Tajinfo приобрела популярный радио-канал «Муходжир», вещающий в режиме онлайн во всемирной паутине. Стороны, в том числе прежние владельцы ресурса – уроженцы Таджикистана Рахим Каландаров и Тохир Хамдамов, сумму сделки не раскрывают, ссылаясь на политику конфиденциальности.

Культура (32)

НРАВСТВЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРОРОКА ИИСУСА (Мир ему)

 

Людей привлекал  в Иисусе (мир ему) его красивый нрав, скромность, простота характера, отсутствие гордыни, умение прощать, милосердие и доброта, долготерпение и незлобивость. Иисус (мир ему) является для всех нас примером высокой нравственности. У пророка Иисуса (мир ему) есть высказывание относительно этой болезни, в котором он характеризует ее как неисцелимый недуг. Иисус (мир ему) сказал: С позволения Бога я исцелял больных, - слепых от рождения и прокаженных. По милости Бога я даже оживлял умерших, но бессилен оказался в исцелении глупца.

Несомненно дискурс  нравственного совершенства, начался с того самого момента, как человек ступил на эту землю посему Пророк Адам (мир ему) обучал своих детей благой нравственности и Господь с того самого момента как сотворил пророка Адама (мир ему) и поселил его в раю, учил его нравственным устоям. Все пророки (мир им) придавали огромное значение самовоспитанию и оттачивали свои моральные качества, доводя их до полного совершенства. Совершенная нравственность это фундамент человеческого счастья.  Этому учили все пророки (мир им) в том числе и пророк Иисус (мир ему) который посвятил этому большую часть своих наставлений.  Все пророки (мир им) называли его (мир ему) великим учителем нравственности.

Пророк Иисус (мир ему) - добросердечный учитель нравственности

Доведение до совершенства человеческой нравственности и моральных ценностей - одна из основных целей Божьих пророков (мир им), потому как Господь, ставил перед пророками первостепенную задачу - воспитать образцовую общину.  Пророк Иисус (мир ему) один из великих Божьих пророков, был образцом идеальной нравственности. Господь направил его (мир ему) для воспитания в людях богосмирения.  Коранический аят гласит: " Когда Иисус (мир ему) явился с ясными знамениями, он сказал: «Я пришел к вам с мудростью (хикмат) и для того, чтобы разъяснить вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!".(Священный Коран, сура Украшения аят 63)

В своей речи Иисус (мир ему) использует слово "хикмат" - мудрость. Данное слово означает предотвращение чего - либо с целью исправить. Посему, все истинные убеждения, все что спасает нас от заблуждения и призывает к самовоспитанию и нравственному самосовершенствованию, все это объединено одним термином - хикмат (мудрость).(Тафсир Амсаль, том 21, стр. 103)  

Приближение к Аллаху есть цель человека и его намерение в поклонении, эта высокая степень к которой стремятся рабы Господние. Приближение сие в свою очередь, невозможно без стяжания моральных качеств угодных Богу. И поскольку Бог мудрый (хаким), Он призывает человека обратиться к мудрости и снискать божественный нрав так, как это сделал пророк Иисус (мир ему).

Людей привлекал в Иисусе (мир ему) его красивый нрав, скромность, простота характера, отсутствие гордыни, умение прощать, милосердие и доброта, долготерпение и незлобивость. Иисус (мир ему) является для всех нас примером высокой нравственности. 

Скромность и кротость, качества которые оставляют глубокий след в научной и общественной жизни человека.  Скромный человек, если не знает что -либо, обязательно спросит, выяснит, проявит готовность перенять у остальных, у тех кто знает. Кроткий человек не упустит возможности научится у других тому, что он не знает. Тогда как горделивый, наоборот сочтет подобное поведение, унизительным для себя, ибо он не захочет сокрушить кумира , сотворенного им из самого себя. Гордыня - одно из препятствий на пути к Богопознанию, одно из "завес  отгораживающих нас от истины", так называют надменность  в науке "священного усердия".

Высокомерие не позволяет добиться расположения в обществе и соответственно препятствует результату в налаживании взаимоотношений, что в свою очередь приносит ущерб взаимодействию с окружающими. Кротость и смирение же,  помогают добиться  уважения и симпатии людей, но самое главное эти два качества есть дух поклонения   - "рухуль ибада"  и  ключ к принятию поклонения  Богом.(Ахлак дар Куран, том 2, стр. 76)

Посему смирение, играет огромную роль в приобретении знаний. Если человек стал смиренным и кротким, это означает что предпосылки для приобретения знаний сформировались. Данный процесс взаимодополняющий, потому как знания в свою очередь, призваны качественно обогатить  эти две добродетели.  Это напоминает плодоносящее дерево,  ветки которого, склоняются к земле  от тяжести плодов.  Высокомерие мешает достижению знаний, значение которых для души, подобно значению воды и воздуха для всего живого.  В этой связи пророк Иисус (мир ему) сказал: "посредством смирения и кротости  взращиваются плоды знаний, а не с помощью высокомерия и надменности , ровно как и сеют и взращивают семена на земле мягкой, а не в каменистых горах".(Ахлак дар Куран, том 2, стр. 76)

В другом предании Иисус (мир ему) так описывает процесс приобретения знаний и это вызывает восторг:  сказал Иисус (мир ему) обратившись к апостолам своим: знания не находятся на небесах, дабы нисходили к вам, и не в глубине земли чтобы взрастали у ног ваших.  Истинно, знания в глубине сердец ваших, скрыты в природе вашей. Стяжайте ангельский нрав и этику праведников дабы проявилось в вас знание".(Тафсир сиратуль мустаким, том 1, стр. 267)

Постигни падение, коль ищешь ты почтения,

Вершины горы не достигнет река никогда.

Терпение в трудностях доставляет благодать

Терпение (сабр) корень всех нравственных добродетелей , прогресса, духовного и материального благополучия.  Долготерпение качество великих пророков (мир им) и посланников Бога (мир им). Значение  стойкости и долготерпения на много велико, чем мы себе это можем представить. Ни одно из нравственных качеств не поощряется так, как поощряется терпение - сабр. Это говорит о важности и значимости данного качества для человека.  В силу того, что в этом мире, требуется преодолевать  преграды, невзгоды, неурядицы поэтому для прохождения этой полосы препятствий, терпение  самое необходимое качество характера, можно с уверенностью назвать эту черту основной в достижении человеческого счастья. Поэты, выражают необходимость в этой черте, образными сравнениями с теми, кто хочет сорвать розу и вынужден терпеть боль шипов, кто хочет съесть мед но  должен терпеть жало пчел, кто желает найти клад вынужден сносить трудности жизни на развалинах заброшенных городов.

Согласно науке о самосовершенствовании, многие нравственные качества, прививаются только с помощью подвижничества, духовного подвига для которого необходимо терпение и стойкость.  В свою очередь стойкость также необходимо выработать в себе приложив к этому старание, так как это ключ к приобретению остальных нравственных добродетелей.

Пророк Иисус (мир ему) говорил: "не добьетесь вы того, чего вы любите, кроме как через стойкость и терпение в отношении того, чего не любите". (Махаджатуль Байза, том 4, стр. 67)

Дольний мир с точки зрения ислама и других небесных религий, не место для расположения в нем и остановки. В этом мире нам предстоит посеять то, что мы сможем пожинать в грядущем, а такими свойствами обладают только духовные добродетели. Только их можно посеять так, чтобы получить взращенные плоды в следующем мире.  Посему Господь, учит нас оставить все, что нельзя забрать с собой в загробный мир. Даже то, что имеет хоть небольшую примесь или запах мирского.

Однако не дают покоя людям мирские увлечения и удовольствия, кои уводят обманом и лукавостью от мыслей о вечном. Завлекают человека и довольствуется он тем малым  что есть в этом мире,  предав забвению тот изумительный и грандиозный мир обещанный Господом покорным рабам своим. Человеку увязавшимся за страстями этот ничтожный мир кажется  великим, а тот великий мир ничтожным. Иисус (мир ему) говорил: "кто будет строить дом на волнах морских? Так и вы не считайте этот мир своим домом!".(Бихаруль анвар, том 14, стр. 327, хадис 41)

Таким образом мы приходим к выводу что мир сей средство, а не цель, посему сравнил его Иисус (мир ему) с мостом сказав: "Поистине, этот мир есть только мост. Так пройдите его, но не делайте его своим постоянным жилищем благоустраивая и украшая его"(Мисолхои зебои Курон, том 2, стр. 66)

Конечно следует отметить, что мирские блага, являются также средством для достижения благополучия в загробном мире. Как мы уже указали - мир сей есть поле посевное, где можно взрастить плоды мира загробного, поэтому нельзя считать запретным пользоваться мирскими благами.  Запретно творить из мирских благ идола, кто поклоняется мирскому находится во власти его, и считает этот мир вечным пристанищем, соответственно облагораживает его и украшает забывая о том, что смерть уровняет всех и богатых и бедных.  Иисус (мир ему) сказал: "Не смотрите на богатства стяжателей этого мира, ибо блеск их богатства гасит свет вашей веры"(Аль Мухаджатуль Байда, том 7, стр. 378)

Неизлечимый болезнь

Самодовольство одно из проявлений невежества. Это весьма опасный микроб способный ослабить духовный иммунитет даже сильных духом людей. Незнание величия Аллаха, можно определить как причину  этой болезни. Ибо человек осознавший величие Творца ни когда не будет само восхищаться  и  проявлять самодовольство. У пророка Иисуса (мир ему)  есть высказывание относительно этой болезни, в котором он характеризует ее как неисцелимый недуг. Иисус (мир ему) сказал: "С позволения Бога я исцелял больных, - слепых от рождения и прокаженных. По милости Бога я даже оживлял умерших, но бессилен оказался в исцелении глупца".  И спросили его (мир ему): "О! Дух пресвятой!  Глупец - это кто?".  Ответил он (мир ему): "Глупец - это тот, кто восхищен собою и своими мыслями, кто считает, что все достоинства его заслуга, и что он всегда прав. Таков глупец и нет ему исцеления".(Бихаруль Анвар, том 14, стр. 324)

Действовать сообразно приобретенным знаниям - гарантия счастья человека

С  точки зрения всех небесных религий знания (ильм) и  деяния (амаль), также как и убеждения (акида) и нравственность (ахлак) - словно два крыла с помощью которых взлетает человек и приближается к Богу. Нельзя практиковать одно без другого, иначе это приведет к несчастью. Пророк Иисус (мир ему) сказал: "самые несчастные из людей те, которые среди окружающих известны своим знаниями, но не известны своими деяниями".(Бихаруль Анвар, том 2, стр. 53, хадис 19)

Также пророк Иисус (мир ему) сказал: "видел я камень, на коем высечено было следующее," переверни меня!", и перевернув я увидел надпись:  "кто не поступал сообразно своим знаниям и стяжал новые знания, то стяжение сие,  не принесет ему ничего кроме несчастья, и в знаниях его нет пользы и отклонены они".(Ахлак Ислами дар Нахджуль Балага, (хутба о праведниках), том 2, стр. 324)

Посему все последователи небесных религий  призывающие следовать  по стопам Божественных пророков (мир им) , прежде обязаны самосовершенствоваться и стать примером для подражания так, как это делали пророки (мир им) и праведники. (makarem.ir).

Хайриддин АБДУЛЛА.

Подробнее ...

Хошим Гадо: Как могли не пригласить меня на вечер памяти Ватаева?!

 

 

 

                                                                              "Что бы со мной не произошло, куд бы меня не забросила судьба, я всегда буду помнить о том, что мои истоки, как актера уходят в таджикскую землю".

Бимболат Ватаев

 

IMG 3448СОРОО - Таджикская диаспора «Памир» во Владикавказе приняла участие в Вечере памяти заслуженного артиста РСФСР, Лауреата Государственной премии Таджикской ССР им. Рудаки и Государственной премии СОАССР им К.Л. Хетагурова, обладателя звания «Человек - народное достояние России», кавалера ордена «Дружбы народов России» - Бимболата Ватаева.

Почтили память этого великого человека Министр по делам национальностей РСО-Алания Цуциев Аслан Аркадьевич, Руководитель межрегионального движения «Наша Осетия» Лагкуев Вячеслав Магомедович, а также депутаты местного парламента, председатели культурных центров РСО-Алания. Вечер памяти вел заслуженный артист РСО-Алания Валерий Цариев.

Открыл вечер документальный фильм о жизненном и творческом пути Бимболата Ватаева, где особое внимание было уделено его творчеству в Таджикистане, о его ролях в фильмах «Сказание о Рустаме» и «Хасан арбакеш».

…«Попробоваться на главную роль в фильме «Сказание о Рустаме» («Рустам и Сухроб») было много желающих, но никто не подходил, - вспоминал как-то при встрече с корреспондентом «Азия Плюс» советский и таджикский актёр, режиссёр кино, народный артист Таджикистана, Марат Орипов. Именно Орипов предложил режиссеру фильма - Борису Кимягарову, брутального, яркого Бибо.

"Тот сначала замешкался: «Скажут, что я на роль таджика беру "не таджика"?». Тогда-то и возникла идея привести Бориса Кимягарова и Бимболата Ватаева к известному таджикскому поэту Мирзо Турсунзаде, который одобрил бы Бибо на роль Рустама. «Да он готовый Рустам, - сказал тогда Турсунзаде. - Конечно, я подтверждаю, что он таджик. Вы же таджик? – Да, я и таджик и осетин, - смущенно ответил Б. Ватаев».

(Подробнее: https://news.tj/ru/news/life/culture/20120317/osetin-po-rozhdeniyu-tadzhik-po-prizvaniyu)

- Когда у меня спрашивали - почему все же Рустама сыграл осетин, а не таджик, я всегда отвечал: "Бибо Ватаев имеет к Шахнаме такое же отношение, как любой таджик, ведь он как и мы принадлежит народам иранской группы, - вспоминает Давлат Худоназаров, Председатель Федерации Союза кинематографистов СССР, Народный артист Таджикской ССР, - Всегда с радостью вспоминаю Бимболата, человека жизнерадостного, энергичного и любящего Таджикистан. Он многим таджикистанцам запомнился именно в образе своего героя- Рустама, главного эпического героя Шахнаме, богатыря необыкновенной силы, мужественного и благородного. Он таким был и в жизни. Очень жаль что, он так рано ушел.

- Дорогие наши таджики! До последнего нашего часа мы будем счастливы тем, что судьба подарила нам возможность быть знакомыми с этой древней культурой, подарившей мировой цивилизации Авиценну и Фирдоуси, Хайяма и Рудаки, Навои и Саади, Мирзо Турсун- заде и Мумина Каноата - с этим донельзя доброжелательным и гостеприимным народом!- написал Дамир Рахматов из Душанбе организаторам вечера.

- Мы понимаем ваши чувства! Мы все вместе, мы едины! Мы сегодня, растроганные от избытка чувств, обнимали незнакомую нам таджикскую молодежь, принявшую активное участие в юбилейных торжествах Б. Ватаева! Если бы он мог знать это, мог предвидеть, что через 20 лет после Его скоропостижной, безвременной кончины, его творчество, так мощно отзовется в нашей молодежи, которые по сути были инициаторами этих торжеств!, - пишет Халлаева Аза Юрьевна, старший преподаватель педагогического факультета Северо,-Осетинсаого университета им. К.Л. Хетагурова, - "Сказание о Рустаме", "Рустам и Сухроб" и еще много фильмов. Народный артист РСФСР, заслуженный артист Таджикской ССР, любимец таджикского народа. Как мы им гордились! Какой красивый был! Эталон настоящего мужчины. Когда в середине 70-х мы смотрели "Сказание о Рустаме" в самом лучшем кинотеатре Душанбе, в зале были сотни человек, а наши сердца от гордости за великого земляка готовы были выскочить из груди! Легендарный Бибо! Он, красивый, талантливый, улыбающийся, живет в памяти каждого из нас.

К слову, Аза Юрьевна выпускница факультета русского языка и литературы ДГПИ им. Т Г Шевченко, с 1981 по 1988 год работала на кафедре современного русского языка и общего языкознания Кулябского госпединститута им А Рудаки и кафедре русского и славянского языкознания ТГУ им В. И. Ленина, участвует практически во всех мероприятиях таджикской диаспоры.  

- Помимо положительных отзывов после окончания вечера, мы получили много сообщений с благодарностью, - говорит Содик Назаршоев, заместитель руководителя таджикской диаспоры «Памир», - особенно от наших земляков-осетин, с которыми мы поддерживаем постоянную связь, но по разным причинам не смогли присутствовать на вечере.

- Поистине Бимболат Ватаев был большим нашим другом, - вспоминает Арсен Худододов, руководитель таджикской диаспоры, -он всегда останется для таджиков великим и родным человеком. Такой след, который он оставил в Таджикистане, еще никто никогда не оставлял, мы его помним и уважаем. Честь и хвала ему за то, что сблизил наши народы.

ОБИДНО

Народный артист СССР, Народный артист Таджикской ССР Хошим Гадо, партнер Ватаева по нескольким фильмам, узнав о вечере, отказалься от беседы с нами:

-          Как могли не пригласить меня, сыгравшего роль сына, на вечер памяти моего кинематографического отца?!

Обиду великого Эдипа мы, естественно, донесем до СОРОО Таджикская диаспора «Памир».

IMG 3491

IMG 3471IMG 3427

Подробнее ...

НЕ ПОЗОРЬТЕ СВОЕ ЗВАНИЕ!

 

Мусульмане должны неукоснительно следовать заповедям Аллаха, который в Священном Коране и Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) определил основу нашей жизни.

Традиционное мусульманское приветствие «ассаламу алейкум!» означает - «Мир вам!».

Примером и образцом в решении различных жизненных вопросов мусульманина служат достоверные хадисы (изречения) Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует).

Жизненный уклад верующего мусульманина согласно Божественному закону (дин) строится на Добродетели (исхан), которая служит свидетельством Веры и Богопочитания.

И мусульманин, умышленно убивший человека, считается как бы убившим все человечество.

Но, к большому  общему горю, сегодня необходимо свидетельствовать, что в нашей жизни, человек, называющий себя  мусульманином,  часто позорит это звание.

Исчезли из нашей жизни  любовь, желание мира друг другу.

Кипят зависть, ненависть, вражда даже  между кровными родными, братом и сестрой.

Не говоря уже тех  мусульманах,  которые не связаны  узами родства.

Такие слова, как  грех, стыд, совесть исчезли из нашей повседневной жизни. Люди озлобились. Подставляют друг другу подножки, распространяют сплетни и враждуют между собой. Не радуются успеху друг друга.

Даже талантливые и успешные ученые, от которых зависит престиж государства, живут в ожидании удара в спину не только со стороны своих завистливых коллег, но со стороны родственника и близкого друга.

И  дело дошло до того, что родной брат посягает на честь, на имущество, на жизнь семьи и членов семьи родного брата, который в это время  находится в трудовой  миграции.

Не говоря уже о вражде между соседями.

В мечетях можно услышать муллу, выступающего против нашей древней культуры и традиций,  несмотря на то что эти культура и традиции ни в коей мере не противоречат закону шариата.

Молодежь, слушая речь муллы - радикала о том, что Навруз -  харам, шииты - кяфиры, суфисты - мушрики, отмечать мавлид - бидъа, отмечать светский Новый год - харам, 8 марта - харам, отмечать День рождения - бидъа, писать и читать стихотворения - бидъа …, сами становятся радикалами и добычей для эмиссаров различных экстремистских формирований.

А как результат, школьники, воспитанные в духе отрицания, а не гордости за свою древнюю историю, теряют уважение к предкам, старшему поколению, к своим родителям, и, в целом, - стране.

Школьники дичают, теряют интерес к учебе, не стремятся к знаниям, несмотря на то, что Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманине».

На улицах часто можно от подростков и юношей слышать грязные слова. Если же старшие делают замечание, то получают такой ответ, что мало не покажется. И даже руку могут поднять на старших. Дети научились врать взрослым даже не краснея.

Что касается юношей, то многие из них настолько наглы и распущенны, что без стыда, демонстративно провожают непристойным и похотливым взглядом посторонних девушек, чужих детей и жен.

Дошло до того, что юноши, находясь за рулем и открыв дверцы машины, пытаются коснуться тела стоящей или же проходящих девчонки, или же почтенной женщины.   

Господи, что за люди, и что за опасные хищники появились среди нас? И количество этих зверей все растет! Не дай Бог, если случится ЧП или же война в государстве, то они будут резать друг друга, как  резали гитлеровские фашисты.  Или же  как экстремисты ИГЛ убивают сегодня  своих же братьев  мусульман.

И предпосылки к этому уже все имеются.

Почти ежедневно сегодня от пяти до десяти человек погибают по причине семейных и родственных конфликтов. Родной брат режет родного брата или сестру, или же свою жену за пол - метра земли, которые остались от родителей.

Измена, предательство стали обычным делом даже для замужних женщин, не говоря уже о незамужних.

Жёны откровенно изменяют своим мужьям, когда их мужья находятся на заработках в миграции. Стала известна и история о том, что один мужчина спит с нескольким женами своих соседей. Он даже составил расписание, в какой день он проводит ночь с женой каждого соседа.

 Родственных связей почти не осталось у многих. Из-за мелочных конфликтов родственники годами могут не разговаривать и не общаться между собой. И это вопреки учению Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Разрывающий отношение со своими родственниками не войдет в рай».

Только в семье ребенком познаются такие религиозные ценности, как супружеская верность, отцовство, материнство, любовь и уважение детей к родителям и родителей к детям.

Совсем недавно семейная картина была совсем другой.

В каждые выходные и праздники родственники собирались вместе. Родители и дети с улыбками сидели вокруг дедушки и бабушки, слушали наставления старших. Дом дедушки и бабушки был как воскресная школа, пикник и дом отдыха одновременно.

А сейчас такого практически не встретить.

Если и сохранилась традиция, то только в семье истинных суфиев, писателей и педагогов. Остальные мусульмане, если собираются вместе, то только в дни похорон или свадьбы. И  даже в такие дни, если родственники находятся в ссоре или же в конфликте, то приветствуют друг друга не от души.

А бывают так, что и  совсем  не приходят. 
Сегодня из 10 родственников обязательно 3 или 4 находятся в ссоре, вражде и ненависти.

Любое сборище, а иного  этому нет названия,  не обходится без сплетен. Кто-то кого-то обязательно позорит. Отсутствует уважение как к старшим, так и духовным наставникам. Темы для разговора не культура, наука, история, а деньги. У кого их больше, у кого какой марки машина, какой этажности дом, какой в нем сделан ремонт.

Не хотят мусульмане брать пример с Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), что «имущество и богатство — хорошая помощь для богобоязненности и набожности».

Этой болезнью заражены и простые мусульмане, и муллы, в задачу которых входит распространять и поощрять «благой вестью» исламское учение.

И хоть можно сегодня увидеть высокие дорогие коттеджи вместо простых домов из глины, но в этих коттеджах не живут больше любовь, счастье, благожелательность, добродетель, богобоязненность, а следовательно и нет полноты веры в Аллаха.

Написанное мной, конечно, не относится ко всем мусульманам.

Но факт существования и процветания пороков в мусульманском обществе сегодня нагляден и неоспорим.

О, Господи, дай нам терпения и сил бороться с человеком, который по облику человек, а по действию - сатана.  

Хайриддин АБДУЛЛА

Подробнее ...

Силаи раҳим

 

Хешовандон, иртибои хунӣ бо ҳам доранд. Шоху баргҳои як дарахтанд ва гулҳои як бустон. Пас, иртиботашон ҳам табиӣ аст ва қатъи робита ва рафту омад миёни ақвом, як бемории иҷтимоӣ ва “офати хонаводагӣ” ба ҳисоб меояд ва агар бедалел бошад, зишт ва норавост. Агар далеле ҳам дошта бошад, қобили рафъ ва шоистаи таҷдиди робита аст.

Ҳазрати Алӣ (к) мефармояд:

Пайванд бо хешовандон (силаи раҳим) муҳаббат меоварад. (Ғурарул ҳикам )

Равшан аст, ки қатъи ин робита ҳам, сардӣ ва кудурат ва ҷудоии дилҳоро дар пай дорад.

Суфориши акидаи дин, бар ин аст, ки ҳатто бо онон ки бо шумо бурида ва қатъи робита кардаанд, силаи раҳм ва таҷдиди робита кунед ки ин, навъе исор ва гузашти фавқулода металабад.

Маҳдудаи ин пайванд низ густарда аст ва ҳар баҳонаро аз дасти инсон мегирад. Имом Содиқ (р,ҳ) мефармояд:

Силаи раҳим кунед, ҳарчанд дар ҳадди хурдани ҷуръаи обе бошад. (Усули Кофӣ, ҷ 2, саҳ. 151. )

Дар ҳадиси маъруфи дигаре омада аст: Ҳарчанд бо салом гуфтан, бо хешовандон пайванд барқарор кунед.

Ончи гоҳе монеи рафту омадҳои хонаводагӣ ва дидорҳои хешовандон ё дӯстон мешавад, таваққуоти боло, ҳазина ва махориҷ, муатталии рафту баргашт, вақт надоштани афрод ва ... аст. Аммо агар ба ҳадди ақал ҳам розӣ бошем ва лаҳзаи нишастан ва ҳоле пурсидан ва обу чойе хурдан ва бархостан, ё аз ҳамон дами дар салом кардан ва ҷӯёи ҳол шудан ва баргаштан ҳам бошад, “силаи раҳм” бештар ва иртиботҳо қавитар хоҳад гашт.

Осор ва натоиҷ

Ин навъ пайванд, фавоиди бисёр ва осори дунявӣ ва ухравии фаровоне дорад, ки дар аҳодиси бисёр ба он таваҷҷуҳ шуда аст, танҳо ба ду намунаи зер, басанда мекунем:

Ҳазрати имом Боқир (р,ҳ) фармуда аст:

Силаи раҳм, “аъмолро” пок, “амвол”-ро афзун, балоҳоро дафъ, ҳисобро осон мекунад ва “аҷал”ро ба таъхир меандозад. (Усули Кофӣ, ҷ 2, саҳ. 150. )

Ҳамчунон, ки мебинед, натоиҷи ёдшуда, бархе ба умури дунявӣ марбут аст. Бархе ҳам натоиҷи ухравӣ ва подошҳои илоҳиро нисбат ба ин амал, бозгӯ мекунад.

Ин кори нек ва сода, он қадар созанда ва муфид аст ва ончунон мавриди ризои Парвардигор, ки гоҳе тақдири илоҳӣ ба хотири он дигар мешавад ва Худованд ба подоши ин амали некӯ, бар умри касе меафзояд. Дар муқобил, қатъи робитаҳо ва буридан аз хешовандон, ба ҳадде шум ва нафратбор ва дар назари Худованд, нописанд аст, ки умрро мекоҳад.

Ба ин ҳадиси такондиҳанда таваҷҷӯҳ кунед: Устод ва пири ҳазрати имом Абуҳанифа (р,ҳ) ҳазрати имом Содиқ(р,ҳ) фармуд: “Мо чизеро ҷуз “силаи раҳм” суроғ надорем, ки умрро зиёд кунад, то нҷо ки гоҳе то замони марги як нафар, се сол монда аст, вале ӯ аҳли силаи раҳм мешавад. Онгоҳ Худованд, си сол бар умраш меафзояд ва сиву се соли дигар зинда мемонад. Ва гоҳе аҷали касе сиву се сол аст, ба хотири қатъи раҳм ва гусастани робитаҳои хешовандӣ, коҳиш меёбад ва аҷалаш сари се сол фаро мерасад. (Усули Кофӣ, ҷ 2, саҳ. 152, ҳадиси 17.)

Ҳадд ва марзи силаи раҳим

Ин адаби муошират, ихтисос ба бастагони пок ва ботақво надорад. Як вазифаи ахлоқӣ аст, ҳатто нисбат ба онон ки аҳли гуноҳанд.

Чи басо ба баракати рафту омадҳои бастагони солеҳ, фоҷирон ҳам роҳи салом пеш гиранд ва таъсир бипазиранд. Гоҳе тарки муровида ва рафту омад, сабаб мешавад, ки бастагони маъсияткор, дар гуноҳ ва бероҳаи худ, бештар пешравӣ кунанд вале ҳифзи робита, ҷилави бадтар шудани ононро мегирад. Пас нигаҳбонӣ аз ин хатти иртибот ва пайванди хешовандӣ як амри зарурӣ аст.

Шахсе аз имом Содиқ(р,ҳ) пурсид: Бархе хешовандонам хатту тафаккури дигаре доранд, ғайр аз фикру мароме, ки ман дорам. Оё онон бар ман ҳаққу ҳуқуқ доранд? Ҳазрат фармуд: оре, ҳаққи қаробат ва хешовандиро чизе қатъ намекунад. Агар бо ту ҳамфикр ва ҳамақида бошанд, ду ҳақ бар ту доранд: яке ҳаққи хешовандӣ, дувум ҳаққи Ислом ва мусулмонӣ. (Мизонул ҳикма, ҷ 4, саҳ 83. ).

Ҳатто агар бастагон, мояи озори инсонро ҳам фароҳам кунанд, боз ҳаққи гусастани пайвандро надорем. Дар ҳадис омада аст:

Марде хидмати Расули Худо(с) омад ва арз кард: Ё Расулаллоҳ(с)! Ман хешованде дорам, ки ман бо онон пайванд барқарор мекунам ва робита дорам, аммо онон озорам медиҳанд. Тасмим гирифтаам ононро тарк кунам. Ҳазрати Расули Акрам(с) фармуд: Онгоҳ, Худо ҳам туро тарк мекунад! ...

гуфт: Пас чи кунам? Расули Худо(с) фармуд: Ба касе, ки маҳрумат карда аст, ато кун, бо касе ки аз ту бурида аст, робита барқарор соз, касе ки бар ту ситам карда аст, аз ӯ даргузар. Ҳаргоҳ чунин кардӣ, Худованд пуштибони ту хоҳад буд. (Биҳор, ҷ 71, саҳ. 100.)

Аз ҳазрати Алӣ(к) нақл шуда аст, ки фармуд:

Бо хешовандонатон пайванд ва рафту омад дошта бошед, ҳарчанд онон бо шумо қатъи робита карда бошанд.

Суннати “силаи раҳим”, аз некутарин барномаҳои динӣ дар доираи муошират аст. Гарчи шакли нави зиндагӣ ва машғалаҳои зиндагиҳои имрӯзӣ, гоҳе фурсати ин барномаро аз инсонҳо гирифта аст, вале ҳифзи арзишҳои динӣ ва суннатҳои судманд ва решадори динӣ, аз авомили таҳкими робитаҳо дар хонаводаҳо аст. Бавижа дар муносибатҳои миллӣ, дар идҳо ва вафотҳо ва оғози соли нав, фурстаҳои табиӣ ва муносибе барои амал ба ин “суннати динӣ” аст.

Бошад, ки бар дастуруламалҳои дин дар буъди иҷтимоӣ ва хонаводагӣ, вафодор бимонем ва сафои зиндагиро дар сароби ғарбзадагӣ ва тақлиди “фарҳанги бегона” набозем.

Диду боздид

Ончи руҳияҳоро шодоб ва зиндагиҳоро босафо месозад, “дидор” аст. Чи дидорҳои дӯстона, чи хешовандона! Бавижа агар дар дидорҳо, суханони дилнишин гуфта шавад ва хотироти ширин ва ҳамфикрӣ дар масири гушоиши мушкилот.

“Зиёрат”и бародарони динӣ рафтан ва “дидори муъминон”, мавриди суфориши авлиёи дин аст; ки ҳам робитаҳоро устувортар месозад, ҳам муҳаббатҳоро меафзояд, ҳам кудуратҳоро мезудояд, ҳам нишот меоварад ва ҳам Худо ва Расулро хушҳол месозад; ва чи кори неке беҳтар аз ин? ...

Баҷост, ки ингуна дидорҳо ба хотири Худо ва бо ангезаи хулуси амал ба суннати дин бошад, на рӯи тамаъҳои дунявӣ ва ангезаҳои моддӣ ва судгароёна ва савдогароёна!

Баҳраҳои дидор

Муносиб аст дар сояи мулоқотҳо ва диду боздидҳо, хонаводаҳо ва афрод, аз дардҳо, ниёзҳо ва мушкилоти якдигар огоҳ шаванд ва дар ҳадди тавон, дар рафъи онҳо бикушанд. Машварат, ҳамдилӣ ва ҳамдардӣ, гушае аз ин баҳарҳо аст.

“Хайсама” мегӯяд: Хидмати имом Боқир(р,ҳ) расидам то бо он ҳазрат худоҳофизӣ кунам. Имом фармуд: “Эй Хайсама! Ҳар кадом аз дӯстону ҳаводорони моро дидӣ, саломи моро ба онон бирасон ва ононро ба тақвои илоҳӣ тавсия кун ва суфориш кун, ки тавонгаронашон ба фақирон сар бизананд, тавонмандон ба нотавонон саркашӣ накунанд, зиндагон дар ташйиъи ҷанозаи мурдагон ширкат кунанд, дар хонаҳои ҳам, якдигарро дидор кунанд. Ингуна дидорҳо сабаби эҳёи амри мо мегардад.” (Ахлоқи муошират.Саҳ,40.)

Агар дидорҳо, чунин баракатҳое надошта бошад, ҷуз итлофи вақт ва сармоя чизе нест!

Вақте ҷамъе даври ҳам менишинанд ва соатеро ба суҳбат мегузаронанд, дар ҷамъбандии поёнӣ, агар диданд аз он ҳама суҳбат, чизе на дар ёд монда аст, на суде ба каф омада аст ва на мушкиле баратараф шуда аст дареғ аз он итлофи фурсат! Аммо агар баҳсҳои илмӣ ва иҷтимоӣ, ба равшангарии афкор кумак кунад, нақли хотирот ва саргузаштҳо, барои дигарон ибратомуз ва роҳгушо бошад, бозгӯии ҳолоти дигарон, ҳисси ҳамдардӣ ва кумакрасониро тақвият кунад, инҷост ки мулоқот, ба баҳраварӣ расида аст.

Хайриддин АБДУЛЛОҲ

Подробнее ...

Навруз - не харам

 

Навруз - это не Исламский праздник. Навруз - это древний традиционный национальный праздник, корни которого уходят вглубь истории персо-язычного народа.

Поэтому если мусульмане и отмечают Навруз, то не как религиозный праздник с усердным чтением Священного Корана и различных молитв, а как начало нового года, встречу весны, как праздник радости и беззаботного веселья.

В дни празднования Навруза мусульмане радуются, угощают друг друга, ходят в гости, очищают свои сердца от ненависти, злобы, зависти и умножают свои добрые деяния, которые не только не противоречат законам Ислама, но в Судный день будут лежать на чаше весов добрых дел.

У некоторых мусульман возникает вопрос: «Если Навруз - не харам, тогда почему многие ученые (по национальности арабы, пуштуны, пакистанцы или же персы), обучающиеся заграницей, Навруз считают харамом.

Ответ лежит в истории Навруза, которая насчитывает более 5000 лет. Перс-язычный народ не обязан отказываться от своих корней. Да и мы никаких договоров с такими учеными не подписывали, чтобы подчиняться им и их фетве.

Религия Ислам не заканчивается с мнением всевозможных такфиристов. Личное мнение муллы из числа арабов может быть принята в качестве фетвы на территории его проживания.

Мы же, перс-язычный народ, живущий согласно Священному Корану и Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), идём по пути своих великих предков, имена которых золотыми буквами вписаны в мировую светскую и религиозную историю.

Все наши великие учёные, суфии, арифы, поэты, все они праздновали Навруз и писали стихи, поэмы и газали.

Такие великие учёные ислама как Бахауддин Накшбанд, Абдулкадир Гилани, Имам Газали, Имам Суюти, Мавлана Руми, Шейх Аттар, Хафиз, Саади, Суфи Умар Хаям, Бедил… и сотни других учёных воспевали в своих произведениях Навруз.

Именно из книги «Наврузнома» Омара Хайяма мы узнаем историю праздника.

А в заключении для мыслящих и образованных мусульман, уважающих и чтущих свою историю, я приведу многозначительный пример. 

В дни празднования Навруза на праздничные столы, имеющие название «хафтсин» и «хавтшин», ставят не только еду, но и предметы, которые начинаются на буквы «с» и «ш». » В персидском алфавите «Син» и «Шин названия букв «с» и «ш». А «хафт» обозначает число 7.

И в зороастризме и Исламе цифра 7 считается священной!

Так пусть тот, кто не чтит свою историю, в дни Навруза сидит дома. Но пусть не злобствует и не ведет зловредную пропаганду среди перс-язычного народа, сея семена раздора. Пусть не морочит голову нашим сыновьям своими радикалистскими убеждениями. Пусть не давит на мозги молодежи, заставляя выступать против культуры, традиции их предков. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Хайриддин АБДУЛЛА

Подробнее ...

ПЕРСЫ СОХРАНИЛИ СВОЙ ЯЗЫК И НЕ ДАЛИ ЕМУ РАСТВОРИТЬСЯ В АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ

 

Удивительное утверждение! Разве принятие ислама подразумевает отказ от своего языка и переход на арабский язык? Можете ли вы найти в Коране, преданиях и законоведческой литературе хоть какой-либо намек на подобную необходимость?

Ислам, будучи универсальной и всеобщей религией, не рассматривает вопрос языка. Иранцы никогда в своих мыслях не допускали, что возрождение персидского языка каким-то образом может находиться в противоречии с исламом. Если цель возрождения персидского языка заключалась в борьбе против ислама, почему тогда иранцы, носители персидского языка, приложили столь большие усилия к возрождению арабской терминологии, грамматики, исследованию художественных особенностей арабского языка и литературы? Сами арабы никогда не оказали своему языку столько услуг, сколько было их оказано иранцами. Если цель возрождения персидского языка заключалась в борьбе против ислама, арабов или арабского языка, то тогда бы иранцы воздержались бы от написания стольких книг, посвященных арабскому языку, арабской грамматике и риторике, но писали бы подобные труды о персидском языке, или как минимум не приложили бы столь огромных усилий к развитию и распространению арабского языка. Внимание иранцев к персидскому языку ничего общего с противостоянием исламу и арабам не имело, иранцы никогда арабский язык чужим для себя не считали. Они видели в нем язык Корана, а не арабской нации. Воспринимая ислам как всеобщую религию, иранцы считали арабский язык своим и вместе с тем языком всех мусульман. Правда заключается в том, что если другие языки, такие как персидский, турецкий, английский, французский и немецкий, являются языками отдельных народов или наций, то арабский язык — это язык одной книги. Например, персидский — это язык некоего народа, бесчисленное количество людей внесло свой вклад в его сохранение. Если бы кого-либо из этих людей не было, язык продолжил бы свое существование. Персидский язык не является языком одного человека или одной книги, это не язык Фирдауси, Рудаки, Низами, Са‘ди, Руми, Хафиза или еще кого-либо другого, это язык всего народа. Но арабский язык — это язык лишь одной отдельно взятой книги под названием Коран. Коран — единственный защитник сохранности этого языка. Все произведения, написанные на этом языке, появились благодаря Корану. Грамматические правила, созданные для этого языка, также основаны на Священном Коране. Все люди, служившие этому языку и писавшие на нем книги, действовали во имя Корана. Сочинения и переводы на этот язык книг по философии, теософии, истории, медицине, математике, юриспруденции и т. д. появились благодаря именно Корану. Следовательно, воистину, арабский язык — это язык одной книги, а не народа или нации. Если выдающиеся личности проявляли к этому языку больше уважения, чем к своему родному, то это потому, что они считали арабский язык не достоянием отдельно взятой нации, а языком своей религии и, соответственно, признание превосходства данного языка не воспринимали как унижение своего национального достоинства. Для мусульман, не являющихся арабами, арабский язык — это язык религии, а родной язык — это язык своего народа. Джалал ад-дин Руми после нескольких известных стихотворных арабских строк в своей поэме «Маснави» («Маснави» (араб., букв.: «парнорифмующие строки») — написанная на персидском языке знаменитая поэма Джалал аддина Руми, считающаяся энциклопедией суфизма в поэтической форме, впоследствии названная «Кораном на персидском языке».) говорит:

Говори по-персидски, хотя арабский более приятен,

ведь у любви есть еще сотня других языков.

Здесь поэт признает превосходство арабского над своим родным языком — персидским на том основании, что арабский — это язык религии. Са‘ди в пятой главе своей книги «Гулистан» приводит рассказ в форме беседы, состоявшейся между ним и юношей из Кашгара, который был занят изучением книги Замахшари (Замахшари, Махмуд ибн ‘ Умар Абу - л - Касим (1075— 1144) — богослов, законовед ханафитского толка, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре (в Хорезме) о грамматике арабского языка «Мукаддима» («Введение»). В этом рассказе о персидском языке говорится как о языке простых людей, а об арабском — как о языке ученых и образованных людей.

Как мы уже отметили, ислам не имеет в виду, что язык какого-либо определенного народа, нации или группы людей должен быть признан официальным, а языки других народов — неофициальными. По свидетельству Мас‘уди в книге «Китаб ат-танбих ва-л-ишраф» («Книга предупреждений и увещеваний»), Зайд ибн Сабит (Зайд ибн Сабит ибн Заххак Ансари — один из ближайших сподвижников Пророка из числа ансаров (жителей Медины) и его личный секретарь. Он с 11 лет был одним из приближенных лиц Пророка. Кроме того, он являлся одним из трех лиц, которым Абу Бакр (Р) поручил собрать все записи Корана. ) по поручению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) изучил у представителей различных народов, проживавших в Медине, персидский, греческий, коптский и абиссинский языки и выполнял обязанности переводчика. Кроме того, в книгах по истории упоминается, что Его Светлость ‘Али (Р) говорил по-персидски.

Вообще, религия, принадлежащая всему человечеству, не может опираться только на один отдельно взятый язык. Каждый народ может беспрепятственно следовать этой религии, используя свою письменность и свой язык, которые являются олицетворением его национального мировоззрения и вкусов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иранцы и после принятия ислама все же продолжали говорить на своем родном языке. Здесь нет никаких противоречий, и корыстные утверждения на этой основе о нежелании иранцев следовать исламу совершенно беспочвенны. В принципе разнообразие языков не только не препятствует принятию ислама, но, наоборот, может рассматриваться как средство для дальнейших успехов этой религии, так как каждый язык может сам по себе с использованием присущих ему выразительных средств служить исламу. Одно из достижений ислама заключается именно в том, что его приняли различные народы с различными языками и культурами, каждый из которых стал служить, используя свои языковые и культурные особенности. Если бы персидский язык исчез, мы сегодня были бы лишены таких бесценных исламских шедевров, как «Маснави» Джалал ад-дина Руми, «Гулистан» Са‘ди, сочинений Хафиза и Низами и сотни других великолепных произведений, проникнутых исламскими и кораническими мотивами и установивших вечную связь между исламом и персидской словесностью. Было бы великолепно, если бы среди мусульман существовали еще несколько таких языков, как фарси, каждый из которых поставил бы свои безграничные возможности на службу ислама.

Персидский язык возрождали сами иранцы или в этом деле более важную роль сыграли неиранские элементы?

Исторические факты говорят о том, что Аббасиды, будучи по происхождению арабами, приложили для возрождения и распространения персидского языка гораздо больше усилий, чем сами иранцы.

Данное обстоятельство объясняется тем, что в процессе своего противостояния Умаййадам, которые делали акцент на превосходстве арабов над другими народами, Аббасиды стали придерживаться антиарабской политики. Именно поэтому сегодня националистически настроенные арабы проявляют больше уважения к Умаййадам, а Аббасидов в той или иной степени критикуют. Аббасиды в борьбе против националистически настроенных Умаййадов стремились к укреплению неарабского компонента во всем халифате и поддерживали все устремления, направленные на уменьшение влияния арабов на другие народы. По этой причине они стремились, в частности, к укреплению позиции персидского языка и даже в определенной степени боролись против арабского языка.

К примеру, по свидетельству Макризи (Макризи, Таки а д - дин Ахмад ибн ‘ Али Б а ‘ албаки (ум. 446) — один из видных исламских историков и географов, автор более двухсот весьма популярных в исламском мире и Европе трудов.) в его книге («Книга увещаний и назидания в рассказе о кварталах и памятниках»), основоположник Аббасидской династии имам Ибрахим в своем письме Абу Муслиму написал: «Сделай так, чтобы в Иране никто по-арабски не говорил. Убей любого, кто осмелится говорить на этом языке».

С другой стороны, мы знаем немало иранцев, которых не очень сильно волновало состояние персидского языка. Например, такие правящие династии, как Тахириды, Дайламиты и Саманиды, будучи истинно иранского происхождения, не проявляли должную заботу о развитии и процветании своего родного языка. Тогда как Газнавиды, этнически не бывшие иранцами, предприняли для возрождения персидского языка весьма успешные шаги. Ричард Фрай на с. 403 своей книги «Наследие Древнего Ирана» отмечает: Нам известно, что Тахириды были сторонниками использования арабского языка при своем дворе, расположенном в Нишапуре. А последний представитель этой династии прославился своим отменным арабским произношением. Слова этого востоковеда относительно склонности Дайламитов к арабскому языку ранее мы уже цитировали. Саманиды, как уже было отмечено, возводили свою генеалогию к Бахраму Чубину (ум. 592), знаменитому полководцу Сасанидского Ирана. Эта правящая династия славилась своей набожностью и справедливостью. Они проявляли особую преданность исламу и исламским принципам. В очень содержательном введении к упомянутой нами книге «Хадисы в Маснави» там, где говорится о постепенном влиянии хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), со ссылкой на сочинение «ал-Ансаб» («Генеалогия») Сам‘ани также отмечено: Многие правители и вазиры (главные министры) были покровителями поэтов, защитниками ученных и писателей, и сами являлись знатоками хадисов. К примеру, из числа саманидских правителей (амиров) Ахмад ибн Асад Ибн Саман (ум. 864), его сыновья Абу Ибрахим Исма‘ил ибн Ахмад (ум. 908), Абу-л-Хасан Наср ибн Ахмад (ум. 893), Абу Йа‘куб Исхак ибн Ахмад (ум. 914), а также великий вазир Саманидов Абу-л-Фадл Мухаммад ибн ‘Убайд Аллах Бал‘ами (ум. 931) были знатоками хадисов Пророка мир Ему.

Несмотря на иранские корни саманидских правителей, их двор никогда внедрением и распространением персидского языка всерьез не занимался, а их иранские вазиры, также как и иранские шииты из дайламитских правителей, особого интереса к этому языку не проявляли. Напротив, при дворе Газнавидов, которые были фанатичными суннитами и к тому же тюрками, персидский язык достиг своего расцвета и зрелости. Все эти факты говорят о том, что основной причиной возрождения и сохранения персидского языка служили не этнические предрассудки, а сосем иные факторы. Саффариды уделяли внимание персидскому языку; но разве их привязанность к родному языку объясняется иранскими националистическими или антиарабскими чувствами? Ричард Фрай по этому поводу отмечает: Может быть, Саффариды, будучи выходцами из простой и незнатной иранской семьи, укрепляли позиции новоперсидского языка именно потому, что, например, основоположник этой династии Йа‘куб не знал арабского и, согласно преданиям, требовал сочинять стихи на понятном ему языке. Скорее всего, бóльшее внимание Саффаридов к персидскому языку объясняется их необразованностью. Фрай, отмечая наличие при Саманидах тенденции смешивать арабский язык с персидским, говорит: Новая персидская литература (на персидским языке и со многими арабскими заимствованиями) не являлась следствием протеста против ислама или арабов. Наличие зороастрийских мотивов в поэзии связано с устоявшейся в ту эпоху привычкой, и не следует воспринимать его как признак веры народа в учение Заратуштры. Ностальгия по прошлым временам, особенно среди поэтов с присущей им эмоциональностью, в тот период была распространенным явлением. Но возврат к прошлому уже был невозможен. Новоперсидский язык наряду с арабским стал одним из основных исламских языков. Несомненно, теперь арабский язык уже перестал быть исключительно единственной языковой опорой ислама. Теперь ислам стал религией многих народов и культурой мирового значения, Иран же сыграл решающую роль в формировании и поддержании этой исламской культуры. Фрай на с. 400 названной книги в главе «Начала новой жизни в Иране», говоря о влиянии арабского языка на фарси, в частности, пишет: Сохранность некоторых культур в большей степени зависит от языка, чем от религии и иных социальных факторов. Данное положение вполне применимо и к иранской культуре, ибо нельзя допускать никакого сомнения в наличии непосредственной связи между среднеперсидским (языком эпохи Сасанидов) и новоперсидским (языком исламского периода) языками. Вместе с тем это разные языки. И самой существенной разницей между ними является наличие в новоперсидском языке множества арабских терминов, которые способствовали росту литературных возможностей этого языка и придали ему мировую значимость. А язык пехлеви (среднеперсидский) не отличается подобными возможностями. Воистину, арабский язык придал персидскому языку огромную выразительность и возможность для создания великолепной литературы и особенно поэзии, достигшей в конце средневековья кульминации своего совершенства и красоты. Новоперсидский язык открыл для себя новый путь, проводниками на котором для него стали иранские мусульмане, достигшие мастерства в арабской литературе и любившие свой родной язык. Расцвет новоперсидского языка с использованием арабской графики начался в IX в. н. э. на востоке Ирана и особенно в Бухаре, столице государства Саманидов». (Муртаза Мутаххари. Иран и ислам: история взаимоотношений. С.29.)

                                                                                                                                Хайриддин АБДУЛЛА

Подробнее ...

НАВРУЗ – ПЕРСИДСКИЙ НОВЫЙ ГОД

 

Уже в далекие времена наши древние предки узрели Божественный порядок, охватывающий все природные явления и все вещи в мире во всём их многообразии. Яркое тому свидетельство Навруз – один из любимых и распространен-ных праздников в мире.

Название праздника «Навруз» имеет древние персидские корни и обозначает «Новый день» (от «нав» – новый и «руз» – день).

Навруз – праздник весны, день весеннего равноденствия, первый день Нового года. Он совпадает с первым днем древнеиранского месяца “Фарвардина”, началом месяца “hамал” (Овен) по солнечному календарю хиджры, и 21 марта летосчисления по григорианскому календарю (новый стиль). Празднуется Навруз ежегодно по новому стилю с 21 по 24 марта. В эти равноденствия продолжительность дня и ночи одинакова, и составляет 12 часов.

Традиция празднования Навруза не изменилась за всю его многовековую историю. К приходу Нового года тщательно готовятся. Накануне устраивают генеральную уборку в домах, дворах, улицах. Обязательно стирают всю имеющуюся одежду. И, конечно, рассчитываются с долгами.

Накануне праздника, до восхода Солнца, необходимо завершить все подготовительные хлопоты: приготовление праздничных блюд, уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев. В преддверии Навруза высаживают саженцы молодых деревьев и приступают к полевым работам. В дни празднования Навруза принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать праздничные базары и раздавать милостыню.

Навруз – это праздник единения. В эти дни проходят массовые праздничные гулянья. Мусульмане ходят из дома в дом. Собираются в мечетях, на площадях, на природе. Готовят национальные угощения. Символом же Навруза на протяжении тысячелетий остается традиционным суманак.

КАК ГОТОВИТСЯ СУМАНАК

Приблизительно за неделю до праздника в посуде с неглубоким дном (это может быть тарелка) замачивают зерна пшеницы. Ко дню равноденствия зерна пшеницы возрождаются к жизни и дают зеленые ростки. Считается, что чем длиннее ростки проросшего зерна, тем обильнее будет урожай в наступающем году. Проросшие зерна толкут в металлической ступе, кладут в казан, заливают водой, до-бавляют муку и варят в течение 10-12 часов. Женщины, участвующие в приготовлении суманака, стоя у казана, постоянно помешивают “живительную амброзию”.

В результате получается необычное, экзотическое и сладкое на вкус кушанье. Поразительным является тот факт, что при варке ни сахар, ни мед не используются. Суманак должен быть готовым до восхода солнца в основной день праздника. Во время приготовления суманака женщины и дети поют праздничные песни, читают стихи. Суманак – это не простое кушанье, это нечто священное, впитавшее в себя всеобщую любовь готовящих праздничное сакральное блюдо. Поэтому перед приготовлением блюда, являющегося символом праздника, ведущий повар читает суру “фатиhа” и “Ихлас” из Корана. Суманак раздают всем соседям, родственникам, близким, друзьям. Перед тем, как вкусить суманак, можно загадать три желания. И желания непременно исполнятся в течение года! Но только в том случае, если мусульманин чист сердцем и благороден в своих желаниях, мыслях и помыслах.

На праздничный стол ставятся блюда, названия которых начинаются на буквы «с» и «ш». Как правило, накрывают два праздничных стола: «хафтсин» и «хафт-шин». «Син» и «шин» – это названия букв «с» и «ш» в персидском алфавите. А «хафт» обозначает число 7. В зороастризме и Исламе цифра 7 считается священной.

В дни празднования мусульманского Нового года в каждом кишлаке, селе, городе устраиваются национальные спортивные игры: гуштинг (борьба силачей) конные скачки, бузкаши (козлодрание), бичилбози, аргамчинбози (перетягивание каната), ланкабози, тухмзанак, идгардак.

В дни Навруза в людях проявляются их добродетельные качества. Они действительно становятся чище, добрее и светлее. Душа демонстрирует свою Божественную сущность. А телесное начало соединяется с природой: радуется каждой зеленой травинке и проснувшейся от зимней спячки букашке. Одним словом, в дни празднования Навруза мусульманин любит жизнь и свою, и ту новую, что зарождается вокруг.

ИСТОРИЯ НАВРУЗА

Происхождение праздника Навруз уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус праздник приобрел в период истории Ахеменидской Империи, как персидский религиозный праздник зороастризма. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза – это священная книга зороастризма “Авеста”.

Навруз оставался национальным праздником и полтора тысячелетия назад, когда арабы, вдохновленные новым учением, в основу которого было положено Откровение последнего Пророка Муhаммада (да, благословит его Аллаh и приветствует!) совершили попытку объединить всех людей независимо от их национальной и расовой принадлежности на основе единого религиозного исламского мировоззрения. Персо-таджикский народ принял ислам абсолютно искренне и без насилия. Мусульманская вера с этическими установками Корана не противоречила зороастризму. А наглядный пример земной жизни Пророка Муhаммада (да, благословит его Аллаh и приветствует!), который жил в аскезе, избегал роскоши, довольствовался простой пищей, жил в скромной обстановке, отказался от царских титулов, сделал ислам за короткий исторический период главной религией в Передней и Центральной Азии, на севере Африки, в Индии и странах Тихоокеанского региона. Примечательной особенностью победного шествия ислама является тот факт, что арабы не только не уничтожали города и селения, они не истребляли местное население, не посягали на имущество коренных жителей, сохраняли в целости культовые сооружения, не запрещали соблюдать персидские обычаи, говорить на персидском языке “дари” и использовать местные наречия.

Когда народы Хорасана и Мавераннахра были обращены из зороастризма в исламскую веру, арабы не отменили празднование Навруза. Напротив, они приспособили под него свой солнечный календарь и стали считать за первый день Нового года первый день месяца “hамал”.

Во времена Халифата «абаситов» арабы также использовали календарь Навруза (Таърихи Табарӣ, т 9, с 218 и т 10, с 39 и также т 11, с 203).

И во времена Халифата “умави” и “абаситов” халифы принимали подарки в дни празднования Навруза и одобряли обрядовые действия (Таърихи Яъқубӣ, т 2, с 306 и 313).

Абурайhан Беруни в своем книге “Ал-осорул-боқия” приводит хадис о том, как Пророк Муhаммад (мир Ему) принимал подарки в дни празднования Навруза, благодарил дарителя и подетски радовался.

Имам Бухари в своей книге «Ат-таърихул-кабир, Бухорӣ” (т. 1, с 414 Ҳаммод ибни Салама от Алӣ ибни Зайд от Сиъри Тамимӣ) повествует о том, как великий подвижник Али (р), четвертый халиф, двоюродный брат и зять Муhаммада (да, благословит его Аллаh и приветствует), женатый на дочери Пророка – Фатиме, также с радостью и благодарностью принимал подарки в дни Навруза .

Таким образом, историография ислама рассказывает современникам о том, как древний персидский праздник зороастризма стал свидетельством культуры доверия в мусульманском мире.

Навруз это праздник в основном Персо-язычников, в том числе Таджиков, Афганцев и Иранцев.

Навруз под различными названиями широко распространен во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших в зону влияния персидской культуры в дни существования великой Персидской империи.

Старейший источник, где указано празднование Навруза – это священная книга зороастризма «Авеста». Из неё следует, что истоки праздника уходят в глубокую древность третье тысячелетие до нашей эры. История происхождения Навруза, по мнения Омара Хайяма, об этом поэт рассказал в своей книге «Наврузнома» («Книга о Наврузе»), восходит ко времени существования одного из древнейших в истории персов царств – царства Пешдодиён.

Великий персидский поэт Фирдоуси в своей книге “Шахнаме” связывает происхождение праздника с легендарным королем Джамшедом. Талантливейший из персидских поэтов повествует о том, как персидский царь Джамшед построил себе трон из чистого золота (по легенде, это был первый трон в истории человека) и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца. Золото ослепительно блестело под солнечным светом. Царский трон стал светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом, и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится: «Когда Джамшед постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник. Цари и дру-гие люди последовали ему».

Многочисленные персоязычные поэты: Беруни, Фороби, Саъди, Хафиз, Руми… также посвящали празднику Навруз свои поэтические творения.

Навруз, рожденный в Персии, стал неотъемлемой частью культуры мусульманского мира. Его празднование является свидетельством уважения истории и традиции наших далёких предков. В эти первые весенние дни человеческий разум очищается от эгоизма, зла, страстей и вожделения, разрушающих душу, и переключается на созерцание красоты Божественной природы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Хайриддин АБДУЛЛА

Подробнее ...

Кто и с какой целью разжигает войну между суннитами и шиитами?

Размышление на заданную тему.

Сунниты и шииты - это два крыла единого неделимого тела Ислама, общины верующих, единство которых гарантируется Божественным сводом законов Священного Корана и религиозным учением.

И несмотря на то, что и шииты, и сунниты веруют во Всемогущего Единого и Единственного Бога - Аллаха, Творца вселенной, Господа миров, открывающего Свою волю через избранных пророков и посланников, начиная от Адама (Мир ему) и завершая истинным и последним пророком Аллаха Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует), вражда мусульман, длящаяся веками, не только не утихает, но и, подогреваемая враждебными Исламу силами, продолжает накаляться.

Аллах даровал человеку разум Минули века, но люди в силу скудоумия не могут осознать, что «что только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство», а не в выборе лидеров и духовных наставников, коими у суннитов является Абу Бакр, а у шиитов - Али ибн Абу Талиб.

Не разногласия в вопросах Веры, а незначительные различия между суннитами и шиитами в вопросах Богопочитания не дают права мусульманам нарушать предписание Священного Корана (21:92):

Воистину, община ваша — единая община,

Я же — Господь ваш...

Разногласия между суннитами и шиитами — это, например, как разногласия между ханафитами и шафиитами или же маликитами и хамбалитами. Не более того!  

Примером мирного сосуществования суннитов и шиитов служит Исламская Республика Иран. Странами, где среди населения преобладают сунниты являются Сирия, Турция, Узбекистан, Саудовская Аравия, Алжир, Египет. Большое число суннитов живут в Афганистане, Таджикистане.

По вероисповедной, а не по национальной идентификации граждан, все верующие в Аллаха и признающие Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) в качестве истинного и последнего пророка Аллаха, являются - мусульманами.

И тот, кто называет себя мусульманином, а своей враждой сам себя выводит за рамки Ислама, тот сегодня нарушает сказанное Всевышним Аллахом в Коране (49:10):

Воистину, - верующие — братья,

так устройте мир между вашими братьями!

Будьте богобоязненными, и да будете вы

помилованными!

Мусульмане, не исполняющие предписание Священного Корана, являются вероотступниками.

В настоящий момент среди суннитов существуют более десяти группировок и течений. Такие как «ваххабиты», «салафиты» (салафиты между собой еще разделятся по нескольким направлениям), «хизбу» «тахрир», «Талибан», «ИГИЛ»

Все онивыступают от лица суннитов. Но при этом, сами ничего общего не имеют с религиозными суннитскими убеждениями. Представители этих радикальный течений обвиняют суннитов, сторонников традиционного Коранического Ислама, в неверии и называют «заблудшими». А шиитов называют «неверующими». И объявляют войну против шиитов!

В настоящее время радикалы вещают на различных спутниковых каналах под различными именами («ВИСАЛИ ХАК», «КАЛИМА», «НУР», «ВИСАЛИ ФАРСИ»...) и пропагандируют опасные для исламской цивилизации ваххабитские убеждения. Опасны они и тем, что выступают от имени суннитов. Религиозно необразованная молодежь подпадает под их влияние, заражается вирусом радикализма и экстремизма и нарушает право мусульман на жизнь.

И среди шиитов существуют радикальные группировки, которые выступают не только против суннитов, но и против своих же шиитов, сея раздор и смуту. И они используют спутниковые каналы («Ахли Байт», «Фадак»), поднимая спорные темы, разжигая ненависть к суннитам и выступая против своих братьев по вере.  

Необходимо отметить, что нельзя связывать действия экстремистов из числа шиитов и суннитов с исламским вероучением. Это является клеветой на Ислам. И доказательством данному утверждению служит факт того, что названные телевизионные каналы финансируются из одного источника, цель которого — разжечь войну в исламском мире.

Сегодня на Ближнем Востоке, в Ираке, Сирии, Бахрейне, Йемене  семена раздора, посеянные врагами Ислама, дают свои ядовитые всходы. Поэтому и шииты, и сунниты не должны враждовать между собой, а должны объединить свои усилия и направить их против псевдомусульманских экстремистских организаций ваххабитского и салафитского толка. Терроризм нельзя оправдать. «Перестает быть мусульманином совершивший убийство...», - сказано в Сунне Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует).

И чтобы не стать жертвой вируса, мусульмане должны стать религиозно образованными. Должны хорошо знать свой мазхаб, не статью орудием в руках экстремистов по распространению опасной экстремистской идеологии.

Да сохранит Аллах нас и наших детей от опасных вирусов.

Хайриддин АБДУЛЛА.

Подробнее ...

Жизнь как ценность Ислама, подлежащая охране шариатом

 

На сегодняшний день одной из важных, но умалчиваемых проблем, существующих на рынке труда иностранной рабочей силы в России, является проблема, связанная с гибелью гастарбайтеров в миграции.

Дело дошло до того, что из пяти гробов с телами мигрантов, отправляемых из России на Родину, в трех гробах находятся тела гастарбайтеров, умерших не своей смертью.

Лишаются жизни мигранты и в результате криминальной разборки.

И от рук хулиганов и скинхедов только потому, что мигрант для местных «чужак», «чурка», «азиат».

Погибают мигранты и на рабочих местах из-за отсутствия и несоблюдения техники безопасности. Горят и при пожарах, потому что живут или во времянках, или в подвалах нежилых домов.

Но меня больше всего в этой ситуации огорчает и волнует тот факт, что мои соотечественники, мои единоверцы мусульмане уходят из жизни от рук друг друга.

И это происходит несмотря на то, что  мусульманин  обязан  жить по шариату.
Ведь согласно шариату жизнь есть Божий дар, священная, исключительная ценность, даруемая Аллахом.
А сегодня мусульмане, братья по вере, не только враждуют между собой, но и лишают жизни друг друга.
Даже бывают случаи, когда друг друга убивают не только друзья, но кровные родственники!

В связи с этим явлением в жизни мусульман хочу привести доводы из Священного Корана и слова Пророка (мир Ему) о том, что страшным и не прощаемым   грехом считается убийство человека и что убийца удостоен проклятья Самого Аллаха.

Убийство человека в Исламе является вторым по тяжести грехом после ширка.

Аллах обещает, что Он не простит этих двух грехов.

Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (Коран 4: 93).

Наиболее ясным доводом Корана о запретности покушаться на жизнь человека является следующий аят.

Всевышний сказал: «Кто убьет человека не за убийство или нечестие на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» («аль-Маида», 5:32).

  Однако, сегодня среди нас появилось немало мусульман, которые ведут себя как звери. И даже хуже  хищных зверей!

В качестве примера приведу опасную салафитскую группировку ИГИЛ, участники которой публично демонстрируют отсечение человеческих голов.
И это притом, что в Исламе дарование жизни и лишение жизни исключительная привилегия Всевышнего, ибо о жизни людей сказано в Священном Коране:
«Он отсрочивает им до определенного предела, когда же придет их предел, они ни на час не замедлят его и не ускорят (Коран. Сура16. Аят 63).

Передают со слов Джарира, да будет доволен им Аллах, что во время прощального его паломничества , пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему:

«Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!». После чего сказал: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы!».

Этот хадис передали аль-Бухари, 121; Муслим, 65 и другие.

Поэтому с позиции Ислама, который считает «разум человека внутренним пророком Аллаха», действия членов салафитской группировки есть не что иное как «упадок ума», нарушение работы рассудка.

Думается, что приведённых выше аятов Священного Корана и хадисов  о тяжести греха убийства вполне  достаточно для разумеющих и для тех, кто верует в Аллаха, в день Великого Суда.

Да защитит нас Аллах от таких страшных не прощаемых грехов!.

В конце хочу обратиться к заблудшим и сказать:

«О молодежь! Бойтесь Аллаха и не становитесь добычей шайтана, который толкает вас к несчастьям в этом мире и к мученьям в мире ином!

Бойтесь Аллаха, не проливайте запретную кровь и не присваивайте чужое имущество!»

Бойтесь Аллаха, не убивайте чужих сыновей, которые оставили своих престарелых родителей, жён и детей, и чтобы заработать родным на кусок хлеба приехали в Россию.

Бойтесь Аллаха, не занимайтесь рэкетом и вымогательством, не становитесь посредниками, не отнимайте у трудового мигранта честно заработанных денег, не потакайте бесчестным работодателям, которые обманывают мигрантов и не платят им зарплат.

Бойтесь Аллаха, и живите согласно изречению пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«О слуги Мои, я запретил любые притеснения по отношению к Себе и запретил его вам по отношение друг к другу, а потому не посягайте ни на честь, ни на имущество, ни на жизни друг друга»

Хайриддин АБДУЛЛА.

Подробнее ...

Древние города мира —Бухара и Самарканд

В конце  декабря 2018 года  я принял решение  устроить себе праздничные  предновогодние каникулы  и совершить путешествие  к истокам,  где зарождилась  и достигла  своего расцвета  персидская цивилизация.

На протяжении многовековой истории основными политическими и культурными центрами  Персидской державы были такие политические и культурные центры как Бухара и Самарканд – колыбели таджикского народа.

Эти  два города  исторического духовного наследия   подарили   миру  великих религиозных  гениев, имена которых золотыми буквами вписаны в мировую историю человечества.

На духовном небосклоне звездами  блистают  имена  таких  персо-таджикских гениев как  имам Бухари, имам Матуриди, Бахауддин Накшбанд, Авиценна, Исмаил  Самани… 

Почти все учёные персо -  язычного мира  корнями или же судьбой связаны  с Бухарой и Самаркандом.

Если родиной  религии Ислам  является  Аравийский полуостров, то Ислам как теологическая  наука родился  в Бухаре. И распространился в исламской мире  именно из Бухары.

Именно по этой причине я выбрал Узбекистан, на территории которого  сегодня располагаются стольные города персо-таджикского мира.

В Бухару я прилетел прямо из Москвы – столицы  России.  

Первый свой поход я совершил  на  могилу  имама  Бахауддина Накшбанда,  который является основоположником тариката Накшбандия.

Затем я посетил родоначальника  персо – таджикской    Саманидской  империи   - могилу великого эмира  Исмаила  Самани.

И, отдав   должное, сыновье,  истории, я    направился в  медресе Мири Араб,  а затем странником прошелся  по  городу.

Бухара -  чистый и  уютный город. Когда я  шел по этим  святым местам, у меня возникло  такое чувство,  как будто я  пребываю прямо в 9-ом  или 10 –ом  веках, времени, когда это земля был центром  наук, центром  персидской цивилизации.

Меня поразила духовная атмосфера города, поведение местных жителей, их высокая  поведенческая культура и воспитанность молодежи.

Основное население  Бухары  - мои соотечественники, таджики.  Почти все они, как и 100 лет назад,   разговаривают   на своём родном, «сладком»  персо -  таджикском  языке.

И в Бухаре,  и в Самарканде  государственным  языком  всегда оставался    персидский. И в письменности использовался персидский алфавит.  

И это несмотря на то, что  власть принадлежала тюрским эмирам  или  же арабам.

Во время моего путешествия  по бухарским  улицам и базарам, во время моего посещения мечетей я  не услышал ни одного «матерного»,  бранного, плохого слова из уст его жителей.

Все мечети открыты,  и  азан читают с микрофонам. Утренний  и вечерний намаз в мечетях проходят при  большом количестве молодёжи. Примечательно, что после утреннего намаза следует  хатм сура Ясина,  как и положено в нашей религиозной традиции  в соответствии  с нашим  традиционным ханафитским мазхабом.

Для молодежи (после предвечернего намаза)  имамы преподают уроки по таким религиозным наукам  как  Коран, фикх, хадис.

Насладившись посещением Бухары,  поездом я направился в город Самарканд.

Я окунулся в ту же самую таджикскую  атмосферу.

И в Самарканде мои соотечественники  живут и разговаривают на  своем родном  персо – таджикском  языке,   а при написании используют латинские буквы. 
Можно сказать,  что эти  два  города  переполнены  медресе.

К большому сожалению,  сегодня  все эти медресе, которые служили всему исламскому миру,  используются  как старый музей,  памятник культуры. В них отсутствует духовная практика..  

В Самарканде первым  местом моего посещения была могила основоположника наук акида -   великого имама  Матуриди.

Также я  посетил  могилу  пророка  Данияра,  могилу  хафтпира и могилу  основоположника наук хадиса -  великого имама Бухария.

Во имя  имама Бухария,   рядом с его могилой,      выстроена  огромная  мечеть.

В  ней   я  имел встречу  с  шейхом,  который является имамом данной  мечети,  бывшим  муфтием Самарканда, а  в настоящее время  - замом и первым  советником нового  муфтия Самарканда.

Встреча  была очень теплой и содержательной.  Имам мечети имени Бухария общался с нами на протяжении длительного времени,  рассказывал про религию и историю этих святых земель. Шейх  говорил  о своей работе  и особенности профессии, которая требует большой самоотдачи.

На следующий день я посетил  медресе по имя Регистана, Улугбека, Тилокори и мечеть Хизра.

Все эти места  многолюдны от  многочисленных туристов. Город очень чистый и  уютный. А народ  отличается особым гостеприимством.

Особенное отношение проявляют, когда узнают что ты -  таджик из Таджикистана. Начиная от стражей порядка и  до простых жителей! Доброжелательная улыбка  не сходит с их лиц и звучат добрые и нежные слова. Наши соотечественники в Самарканде также  воспитаны и выделяются  высокой морально-нравственной культурой.  

Мне рассказали, что в настоящее время  границы между Узбекистаном и Таджикистаном открыты.  И в течение последних полутора лет  более 2-х миллионов таджиков из Таджикистана  посетили  земли своей  исторической  Родины -  Самарканд и Бухару.

Необходимо отметить и восхититься тем, что все работники на границе  встречают и провожают гостей с большим дружелюбием и вежливостью.

Дай Бог долгую  жизнь  многоуважаемому президенту Узбекистана господину Шавкату Мирзияеву за то, что он кардинально изменил   позицию  экс- президента Узбекистана Каримова, отменил  жесткий визовый режим и открыл границу  для нас, таджиков.  

Также я благодарю Аллаха и  выражаю искреннюю благодарность  за  труд  и старание  национального  лидера  таджикского мира и президента Таджикистана господина Эмомали Рахмона  за то,  что  он возрождает дух дружбы и  способствует   процессу сближения   таджикского народа, живущего  в  разных странах.          

Хайриддин АБДУЛЛА

Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS